mangiana_irina (mangiana_irina) wrote,
mangiana_irina
mangiana_irina

Category:

КИТАЙСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ

KITAISKAY-VERTIKAL.jpg

Как только появились первые гаремы, возникла необходимость в людях, их охраняющих. А чтобы мышам было неповадно пускаться в пляс, покуда кота нет дома, сторожей решили кастрировать. Так и появились «блюстители ложа»: полноценные охранники, неполноценные мужчины. Это был дорогой товар. Что не мешало относиться к «дворцовым крысам» с плохо скрываемым пренебрежением. Везде. Кроме одной страны в мире – Китая.

Евнухи стали неотъемлемым атрибутом китайской знати. Они вошли в моду где-то в начале II в. н. э.

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ

Именно в Поднебесной евнухи прижились как нигде. Более того, здесь они приобрели такую власть, могущество и влияние, о которых иные вполне себе здоровые граждане Китая не смели и мечтать. А когда отваживались, то сами отправлялись к кастратных дел мастерам: хоть как-то продвинуться в жизни, избавить свою семью от нужды можно было, лишь став скопцом. Евнухов с готовностью брали на работу и в императорский дворец, и в дома рангом пониже. Можно сказать, это был социальный лифт по-древнекитайски.

Хороший и порой единственный способ устроиться в жизни. В этом отношении очень показательна история одного из самых знаменитых евнухов Поднебесной – всесильного Вэй Чжунсяня (1568-1627).

Простой крестьянский сын, юный муж и отец, он пристрастился к игре в кости. А азартные игры, как мы все знаем, до добра не доводят. И в эпоху династии Мин дела обстояли точно так же: Вэй проигрался в пух и прах, а отдавать долги ему было нечем. И тогда он нашел оригинальный способ решения своей проблемы: один отточенный взмах лезвия опытного мастера – и вот 21-летний Чжунсянь уже не крестьянин и, увы, не муж. Зато на службе у императора, где заимодавцы его не настигли. Вэй же взялся за карьеру дворцового интригана и явно преуспел здесь больше, чем на рисовом поле.

Он быстро понял, что главное на новом поприще – это уметь налаживать связи и дружить с «нужными» и «полезными» людьми. И Вэй сделался главной подружкой госпожи Ке, которая волею случая приходилась нянькой будущему императору Тяньци. А поскольку та неотлучно находилась при своем юном господине, пришлось поладить и с мальчонкой тоже. В итоге, когда Тяньци короновали в 15 лет, Вэй стал официально второй, а фактически первой фигурой в государстве. Ибо пока император – заботами Вэя – отвлекался на всевозможные игрища и забавы, евнух лихо управлял страной: строил пагоды в свою честь, обзавелся роскошным дворцом, собственным гаремом и т. д. и т. п.

Всем недовольным Вэй умело затыкал рот угрозами и куда более осязаемыми наказаниями типа изощренных казней. Но вдруг Тяньци взял и умер: ему исполнилось всего 23 года. Вэй смекнул, что расправа неминуема, и предпочел покончить жизнь самоубийством. Но те, кого он успел разъярить при жизни, достали его и на том свете: уже мертвого его расчленили на мелкие кусочки, которые и разбросали по его родной деревне... Конец незавидный, прямо скажем. Но зато сама-то жизнь удалась на славу!

ЛЕГКАЯ ЖИЗНЬ

Прельщаясь соблазнами легкой жизни, в скопцы подавались толпы добровольцев. Сама операция стоила не очень дорого. А делать ее в Китае наловчились так хорошо, что уровень смертности составлял всего 4-5%. Так что игра стоила свеч. Евнухи стали неотъемлемым атрибутом китайской знати. Они вошли в моду где-то в начале II в. н. э. Но поначалу императоры старались контролировать число евнухов и строго следить за теми функциями, которые они выполняли: дальше гаремов, кухни, хозяйственного двора и охраны скопцы редко проникали.

Постепенно ситуация вышла из-под контроля. И виноват тут отчасти персидский царь Кир, обронивший как-то между прочим: «Евнухи, неспособные к деторождению и обзаведению собственной семьей, являются самыми надежными слугами. Как строптивые кони от холощения лишь перестают кусаться и брыкаться, но отнюдь не становятся менее пригодными для войны, так и люди, лишенные любовного влечения, делаются лишь более спокойными, однако они не становятся менее усердными в исполнении поручений». И хотя Кир жил аж в VI в. до н. э., завет этот надолго запал в память потомков и последователей. Сама спорная истина не раз была опровергнута историей, но в Поднебесной пришлась как нельзя кстати: сыграли свою роль культурные традиции.

СЫН НЕБА И ЕГО СЛУГИ

В Китае император считался сыном неба, практически богом. Простые смертные не смели поднять на него глаза, не то что поднести тарелку с супом. И тем не менее слуги для оказания подчас и куда более интимных услуг ему требовались. Кто же мог выполнять подобную работу? Тут нужен был кто-то особенный. И таковые нашлись – люди «третьего пола», лишенные своего естества, – евнухи!

24 департамента, обеспечивавшие дворцовые нужды и осуществлявшие охрану императора, целиком состояли из скопцов... Но не это вознесло евнухов на вершину власти: императоры не сомневались, что этими людьми проще управлять!

Возможно, поначалу все так и было. Выходцы из бедных семей, у которых ни кола ни двора, целиком зависели от своих высоких покровителей и беззаветно им служили. У них была лишь одна цель – она же способ выжить и преуспеть: угождать! Всегда и во всем! И потому евнухи без колебаний выполняли любые поручения и приказы, в то время как официальные чиновники – мандарины – имели наглость упираться и иной раз предпочитали свести счеты с жизнью, нежели нарушить заповеди конфуцианства. Они отваживались противостоять сынам неба, спорить с ними! К тому же надо учитывать специфику церемоний китайского двора: без разрешения никто не имел права приблизиться к императору! Кроме существа третьего пола – евнуха. Иные сыны неба вовсе общались с внешним миром – включая собственных чиновников – только через скопцов. И последние рассказывали им не только сплетни и слухи, подслушанные в гареме, но и куда более занятные вещи, от которых порой зависели жизни людей и судьба самого государства...

МАРИОНЕТКИ ИЛИ КУКЛОВОДЫ?

Настоящее же засилье евнухов началось, когда пробил час династии Мин. На ее императоров в Поднебесной смотрели как на узурпаторов. И потому эти сыны неба еще больше, чем их предшественники, взялись полагаться на евнухов, не доверяя мандаринам.

В итоге они несколько переусердствовали: марионетки завладели кукловодами... За три века правления этой династии число евнухов достигло 1 000 000 (миллиона!): они покинули стены гарема и заняли все важные административные и военные посты в Поднебесной.

К XV столетию евнухи «расплодились» настолько, что императорам пришлось запретить добровольную кастрацию: предложение явно опережало спрос. Император Хунси называл таких самозванных евнухов тунеядцами и отправлял в солдаты. Однако это не умаляло пыла охотников за дармовым счастьем. Тем более что, несмотря на официальные запреты, даже в начале XVII в. на придворную службу охотнее брали скопцов, нежели полноценных мужчин: в стране с сильной централизованной властью, с императором-божеством на троне очень велика была нужда в лояльных служащих, готовых подчиниться любому приказу. Ибо всякая вертикаль предполагает давление сверху и не подразумевает противостояния снизу.

Но в конечном итоге эта пирамидка, в которую так увлеченно играла династия Мин, развалилась: в самом конце XVII столетия территорию Китая захватили маньчжуры из семьи Цин. И евнухов поставили на место – то, которое изначально определила им безжалостная история, – место блюстителя ложа. И не более...

(из инета)
Tags: #история, Китай, интересная информация, история
Subscribe

Posts from This Journal “интересная информация” Tag

promo mangiana_irina апрель 22, 2016 06:42 41
Buy for 30 tokens
Эти по-настоящему крутые иллюзии канадского художника Роба Гонзалеса удивят тебя не на шутку. Глядя на картину невозможно понять, где заканчивается реальность и начинается иллюзия. Роб начал интересоваться искусством еще в детстве. В 12 лет он начал писать картины, но в то время еще не мог…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments